Новости Разделы Контакты Ссылки

Ремонт и Техническое обслуживание

    В этом разделе рассмотрены подробности конструкции, типичные проблемы и способы их решения. Эта информация будет полезна инженерам, начинающим заниматься ремонтом струйных принтеров.

    Как отмечалось на одной из предыдущих страниц, в струйном принтере можно выделить следующие системы:

- печатающий блок ( электромеханическая система, перемещающая печатающий узел взад-вперед по определенной линии и электронный блок, формирующий сигналы для печатающей головки );

- тракт подачи бумаги и парковки печатающего узла ( поскольку эти виды работ обычно производятся одним двигателем, то разделить эти подсистемы весьма трудно ).

    Однако для описания процесса поиска и устранения неисправностей целесообразней разделить принтер немного по другому принципу. Выделим следующие части - электрическую, механическую и комбинированную. Если к электрической части вопросов обычно не возникает ( если она и выйдет из строя, то и ремонту она обычно не подлежит ), то проблемы механической части будут рассмотрены в следующем разделе. А процесс исправления наиболее часто возникающих проблем с печатающим узлом ( комбинированная, электро-механическая часть ) - на следующей странице.

Чистка и смазка механизма

   В рамках проведения ремонта струйных принтеров обычно производится сравнительно небольшой ( относительно лазерных принтеров ) перечень работ. Самый простой и частый - чистка и смазка штанги ( направляющих ), по которой перемещается печатающий узел. Его необходимость вызвана тем, что заводская смазка, нанесенная на заводе, в процессе эксплуатации высыхает, испарятся и забивается пылью и грязью; кроме того в это место каким-то странным образом попадают чернила. В связи с этим при перемещении печатающего узла по штанге необходимо прилагать серьёзные усилия, что иногда ( в особо запущенных случаях ) приводит к выходу из строя электронных схем принтера. В более простых случаях возникают сбои при перемещении печатающего узла, что электроникой принтера воспринимается как ошибка и может привести к переходу принтера в соответствующее состояние. Если же ошибки передвижения печатающего узла не определяются принтером, то они могут приводить к появлению ошибок отображения ( искривление вертикальных линий ) и к неприятным звукам при работе.

    Для того, чтобы исправить ситуацию, обычно бывает достаточно снять штангу с печатающим узлом ( конечно, при этом дюзы печатающего узла начинают засыхать - поэтому желательно работы производить быстро и чётко ), отделить печатающий узел и удалить из его отверстий ( в которых перемещается штанга ) и с самой штанги налет грязи и пыли. Иногда это оказывается не так то и просто, и приходится отмачивать и оттирать многолетние наслоения. В этом случае желательно предварительно ( за несколько часов ) нанести на штангу растворитель ( например бензин, или просто машинное масло ), дабы сократить время на чистку поверхностей и избежать проблем, связанных с длительным пребыванием печатающего узла на открытом воздухе.

    После того, как грязь удалена, надо нанести новую смазку. Для скоростных аппаратов не желательно использовать густую смазку, для обычных - можно использовать простую смазку для металла ( например литол ); однако даже в последнем случае желательно нанести на штангу каплю машинного масла. Кроме того, на некоторых принтерах имеется специальная подушечка, контактирующая со штангой - она на заводе пропитывается смазкой для увеличения времени службы принтера без серьёзной необходимости проведения смазки ( она понемногу подает смазку в область трения ). Такую подушечку весьма желательно не потерять, и даже использовать по назначению - пропитать новой смазкой.

    Теперь посмотрим, как перемещается печатающий узел. Если при своем движении он трется о плоские детали корпуса ( такой способ стабилизации положения картриджа часто используется в недорогих принтерах ), то место трения желательно проверить на предмет высыхания смазки. Если надо - смазка меняется, однако без необходимости менять смазку не следует ( подобрать смазку, подходящую для этого - не так уж и просто, часто замена приводит к появлению посторонних шумов при печати. Однако если смазка загустела и забилась пылью или чернилами - её стоит заменить.

    После чистки этой части механики принтера, стоит обратить внимание на механизм перемещения печатающего узла по штанге. Обычно он состоит из двигателя ( обычно шагового ) и системы концевых датчиков положения картриджа. Все датчики должны нормально работать ( и механическая, и оптоэлектронная части ) - для этого в механической части должна быть смазка ( где она необходима ), а в оптической - чистота. Кроме того, ремень, который передает вращение с вала двигателя для движения печатающего узла, должен быть достаточно натянут. Иначе при работе могут возникать его вибрации, весьма пагубно сказывающиеся на работе принтера и качестве печати ( линии искривляются, даже возможны сбои в передвижении печатающего узла ).

    В некоторых принтерах перемещение головки контролируется по специальной прозрачной полоске с нанесенными на ней непрозрачными полосками ( она находится в зазоре между свето- и фотодиодом специального оптодатчика ). В том случае, если на эту полоску попадает грязь и, особенно, чернила - работа принтера сбивается. Поэтому эту полоску надо проверять и при необходимости весьма осторожно протирать.

    В обычном недорогом принтере ( а именно они являются наиболее частым предметом работ, и поэтому именно на них направлено описание ) остается еще три системы. Первая - система шестеренок, которая соединяет в единое целое все валы принтера. Обычно здесь ничего делать не приходится, разве что нанести каплю-другую смазки для предотвращения трения и износа.

    Вторая система - парковочный узел, который призван служить для хранения печатающего узла без свободного доступа воздуха ( для предотвращения засыхания чернил в дюзах принтера ), а также для проведения чистки этого узла и прокачки дюз. Для этого в узле имеется ряд элементов. Типичным по-моему следует считать набор из специальной плоской резинки, которая может выдвигаться для механической чистки трением об нее поверхности печатающей головки, и мини-помпы, которая обеспечивает отток из парковочного узла воздуха и чернил ( это позволяет создавать разряжение в внешней стороны картриджа, которое стимулирует протекание чернил из картриджа через дюзы наружу - так производится выдавливание пробок загустевших чернил из дюз.

    Однако откачиваемые чернила надо куда-то помещать ( если они вытекут из принтера, ничего хорошего не будет ). В некоторых старых принтерах чернила просто сливались в специальный поддон, где и должны были высыхать. А если при этом принтер наклонялся... Поэтому теперь используется специальный отсек, заполненный пористым материалом, напоминающим поролон ( по понятной причине этот отсек иногда называется "памперс" ). И именно в него по специальной трубочке стекают чернила из парковочного узла. Принтер считает, какое количество чернил он должен был отправить в свой "памперс". И если ему кажется, что чернил там слишком много - работа принтера блокируется. В этом случае приходится пользоваться специальными программами.

    Обычно механизм парковочного узла не сильно сложен. Однако встречаются случаи, когда нормальное положение его частей нарушается ( выскакивают направляющие и движения этого узла нарушаются ). Причем работа принтера с парковочным узлом имеет особенности, связанные с отсутствием в нем датчиков положения его частей друг относительно друга. Поэтому принтер не может проконтролировать ( обычно ) состояние и положение парковочного узла ( он вынужден помнить, в каком положении этот узел ДОЛЖЕН находиться ) - и любые нестыковки часто приводят принтер в состояние критической ошибки. Например, если печатающий узел выехал с парковочного места, то парковочный узел ДОЛЖЕН находиться в спрятанном состоянии. И если в этот момент по какой-либо причине парковочный узел окажется в другом положении ( а принтер об этом не узнает ), то печатающий узел будет биться парковочный с громким треском. И что особенно плохо - печатающий узел оказывается незащищенным от воздуха ( иногда на длительное время ). В данном случае надо представлять, в каком состоянии должен находиться в разные периоды. А для этого бывает достаточно некоторое время внимательно понаблюдать за нормальной работой этого узла в исправном принтере. И в случае необходимости переводить парковочный узел в правильное положение.

    Последняя из рассматриваемых систем - подача бумаги. И тут производители принтеров часто придумывают достаточно сложные ( не только на первый взгляд ) решения. В данном случае верно многое, написанное про предыдущую систему - взаимное положение весьма многочисленных частей никакими датчиками не контролируется, поэтому принтер помнит в каком положении эти детали ДОЛЖНЫ находиться. И при возникновении каких-либо проблем принтер не всегда способен справиться со своими же частями. Это иногда вызывает появление хруста, треска и других неприятных звуков при работе принтера ( конечно, результат оказывается неправильным и система часто запутывается что ей делать ). Изредка встречаются механические поломки ( для экономии детали часто делают из весьма мягкой пластмассы, которая может не выдержать усилий, создаваемых самим принтером при сбоях в его работе ). И восстановить правильное взаимное положение всех частей этой системы ( и уговорить принтер всем этим правильно пользоваться ) бывает весьма непросто. Хорошо, что такие проблемы возникают весьма нечасто и обычно только в самых недорогих принтерах.



    Сайт находится на стадии создания, поэтому прошу прощения за отсутствие всяких "красивостей" - на текущий момент создается только содержание, а потом, возможно, появится и форма.
Хостинг от uCoz