Ремонт и Техническое обслуживание
В этом разделе рассмотрены подробности
конструкции, типичные проблемы и способы их решения. Эта информация
будет полезна инженерам, начинающим заниматься ремонтом струйных
принтеров.
Как отмечалось на одной
из предыдущих страниц, в струйном принтере можно выделить следующие
системы:
- печатающий блок ( электромеханическая система, перемещающая
печатающий узел взад-вперед по определенной линии и электронный блок,
формирующий сигналы для печатающей головки );
- тракт подачи бумаги и парковки печатающего узла ( поскольку эти виды
работ обычно производятся одним двигателем, то разделить эти подсистемы
весьма трудно ).
Однако для описания процесса поиска и устранения
неисправностей целесообразней разделить принтер немного по другому
принципу. Выделим следующие части - электрическую, механическую и
комбинированную. Если к электрической части вопросов обычно не
возникает ( если она и выйдет из строя, то и ремонту она обычно не
подлежит ), то проблемы механической части будут рассмотрены в
следующем разделе. А процесс исправления наиболее часто возникающих
проблем с печатающим узлом ( комбинированная, электро-механическая
часть ) - на следующей странице.
Чистка и смазка
механизма
В
рамках
проведения
ремонта
струйных
принтеров обычно
производится
сравнительно
небольшой ( относительно
лазерных
принтеров )
перечень
работ. Самый
простой и
частый -
чистка и смазка
штанги ( направляющих
), по которой
перемещается
печатающий
узел. Его
необходимость
вызвана тем,
что
заводская
смазка, нанесенная
на заводе, в
процессе
эксплуатации
высыхает,
испарятся и
забивается
пылью и
грязью; кроме
того в
это место
каким-то
странным
образом попадают
чернила. В
связи с этим
при
перемещении
печатающего
узла по штанге
необходимо
прилагать
серьёзные усилия,
что иногда ( в особо
запущенных
случаях )
приводит к
выходу из
строя
электронных
схем
принтера. В более
простых
случаях возникают
сбои при
перемещении
печатающего
узла, что
электроникой
принтера
воспринимается
как ошибка и
может
привести к
переходу
принтера в
соответствующее
состояние.
Если же ошибки
передвижения
печатающего
узла не определяются
принтером, то
они могут
приводить к
появлению
ошибок
отображения ( искривление
вертикальных
линий ) и к
неприятным
звукам при
работе.
Для того,
чтобы
исправить
ситуацию, обычно
бывает
достаточно
снять штангу
с печатающим
узлом ( конечно,
при этом дюзы
печатающего
узла начинают
засыхать -
поэтому
желательно
работы
производить
быстро и
чётко ),
отделить печатающий
узел и
удалить из
его
отверстий ( в
которых
перемещается
штанга ) и с
самой штанги
налет грязи и
пыли. Иногда
это
оказывается
не так то и просто,
и приходится
отмачивать и
оттирать многолетние
наслоения. В
этом случае
желательно
предварительно
( за
несколько
часов )
нанести на
штангу
растворитель
( например
бензин, или
просто
машинное
масло ), дабы сократить
время на
чистку
поверхностей
и избежать
проблем,
связанных с
длительным пребыванием
печатающего
узла на
открытом
воздухе.
После
того, как
грязь
удалена, надо
нанести
новую смазку.
Для
скоростных аппаратов
не
желательно
использовать
густую
смазку, для
обычных -
можно
использовать
простую
смазку для
металла ( например
литол );
однако даже в
последнем
случае
желательно
нанести на
штангу каплю
машинного
масла. Кроме
того, на
некоторых
принтерах
имеется
специальная
подушечка,
контактирующая
со штангой -
она на заводе
пропитывается
смазкой для
увеличения
времени
службы принтера
без
серьёзной
необходимости
проведения
смазки ( она
понемногу
подает
смазку в
область
трения ).
Такую
подушечку
весьма
желательно
не потерять,
и даже
использовать
по назначению
- пропитать
новой
смазкой.
Теперь
посмотрим,
как
перемещается
печатающий
узел. Если
при своем
движении он трется
о плоские
детали
корпуса ( такой
способ
стабилизации
положения
картриджа
часто
используется
в недорогих
принтерах ),
то место трения
желательно
проверить на
предмет
высыхания
смазки. Если
надо - смазка
меняется, однако
без
необходимости
менять
смазку не следует
( подобрать
смазку,
подходящую
для этого - не
так уж и
просто, часто
замена
приводит к появлению
посторонних
шумов при
печати. Однако
если смазка
загустела и
забилась пылью
или
чернилами -
её стоит
заменить.
После
чистки этой
части
механики
принтера,
стоит
обратить
внимание на
механизм перемещения
печатающего
узла по
штанге.
Обычно он
состоит из
двигателя ( обычно
шагового ) и
системы
концевых
датчиков
положения
картриджа.
Все датчики
должны
нормально
работать ( и
механическая,
и
оптоэлектронная
части ) - для
этого в
механической
части должна быть
смазка ( где
она
необходима ),
а в оптической
- чистота.
Кроме того,
ремень,
который передает
вращение с
вала
двигателя
для движения
печатающего
узла, должен
быть достаточно
натянут.
Иначе при
работе могут
возникать
его вибрации,
весьма
пагубно
сказывающиеся
на работе
принтера и
качестве печати
( линии
искривляются,
даже
возможны
сбои в передвижении
печатающего
узла ).
В
некоторых
принтерах
перемещение
головки
контролируется
по
специальной
прозрачной
полоске с
нанесенными
на ней
непрозрачными
полосками ( она
находится
в зазоре
между свето-
и фотодиодом
специального
оптодатчика
). В том случае,
если на эту
полоску
попадает
грязь и, особенно,
чернила -
работа
принтера
сбивается.
Поэтому эту
полоску надо
проверять и
при необходимости
весьма
осторожно протирать.
В обычном
недорогом
принтере ( а
именно они
являются
наиболее
частым предметом
работ, и
поэтому
именно на них
направлено
описание )
остается еще
три системы.
Первая -
система
шестеренок,
которая
соединяет в
единое целое
все валы
принтера. Обычно
здесь ничего
делать не
приходится,
разве что
нанести
каплю-другую
смазки для
предотвращения
трения и
износа.
Вторая
система -
парковочный
узел, который
призван
служить для
хранения
печатающего
узла без
свободного
доступа
воздуха ( для
предотвращения
засыхания
чернил в
дюзах
принтера ), а
также для
проведения
чистки этого
узла и прокачки
дюз. Для
этого в узле
имеется ряд
элементов.
Типичным
по-моему
следует
считать набор
из
специальной
плоской
резинки, которая
может
выдвигаться
для
механической
чистки
трением об
нее
поверхности
печатающей головки,
и мини-помпы,
которая
обеспечивает
отток из
парковочного
узла воздуха
и чернил ( это
позволяет
создавать
разряжение в
внешней
стороны
картриджа,
которое
стимулирует
протекание
чернил из
картриджа
через дюзы
наружу - так
производится
выдавливание
пробок
загустевших
чернил из
дюз.
Однако
откачиваемые
чернила надо
куда-то
помещать ( если
они вытекут
из принтера,
ничего хорошего
не будет ). В
некоторых
старых
принтерах
чернила
просто
сливались в
специальный
поддон, где и
должны были
высыхать. А
если при этом
принтер
наклонялся...
Поэтому
теперь используется
специальный
отсек,
заполненный
пористым
материалом,
напоминающим
поролон ( по
понятной
причине этот
отсек иногда
называется "памперс" ).
И именно в
него по специальной
трубочке
стекают
чернила из парковочного
узла. Принтер
считает,
какое количество
чернил он
должен был
отправить в свой "памперс".
И если ему
кажется, что
чернил там
слишком
много -
работа
принтера
блокируется.
В этом случае
приходится
пользоваться
специальными
программами.
Обычно
механизм
парковочного
узла не сильно
сложен.
Однако
встречаются
случаи, когда
нормальное
положение
его частей нарушается
( выскакивают
направляющие
и движения
этого узла
нарушаются ).
Причем
работа
принтера с
парковочным
узлом имеет
особенности,
связанные с отсутствием
в нем
датчиков
положения
его частей
друг
относительно
друга.
Поэтому принтер
не может
проконтролировать
( обычно )
состояние и
положение
парковочного
узла ( он
вынужден
помнить, в
каком положении
этот узел
ДОЛЖЕН
находиться ) -
и любые
нестыковки
часто
приводят
принтер в
состояние
критической
ошибки.
Например,
если
печатающий узел
выехал с
парковочного
места, то
парковочный
узел ДОЛЖЕН
находиться в
спрятанном
состоянии. И
если в этот
момент по
какой-либо
причине
парковочный
узел
окажется в
другом
положении ( а принтер
об этом не
узнает ), то
печатающий узел
будет биться
парковочный
с громким треском.
И что
особенно
плохо -
печатающий
узел
оказывается
незащищенным
от воздуха ( иногда на
длительное
время ). В
данном
случае надо
представлять,
в каком состоянии
должен
находиться в
разные периоды.
А для этого
бывает
достаточно
некоторое
время
внимательно
понаблюдать
за нормальной
работой
этого узла в
исправном принтере.
И в случае
необходимости
переводить
парковочный
узел в
правильное
положение.
Последняя из
рассматриваемых
систем - подача
бумаги. И тут
производители
принтеров
часто
придумывают
достаточно
сложные ( не
только на
первый
взгляд )
решения. В
данном случае
верно многое,
написанное
про
предыдущую систему
- взаимное
положение
весьма
многочисленных
частей
никакими
датчиками не
контролируется,
поэтому
принтер
помнит в
каком положении
эти детали
ДОЛЖНЫ
находиться. И
при
возникновении
каких-либо
проблем
принтер не
всегда
способен
справиться
со своими же
частями. Это
иногда
вызывает
появление хруста,
треска и
других
неприятных
звуков при
работе
принтера ( конечно,
результат
оказывается
неправильным
и система
часто
запутывается
что ей делать
). Изредка встречаются
механические
поломки ( для
экономии
детали часто
делают из
весьма
мягкой
пластмассы, которая
может не
выдержать
усилий,
создаваемых
самим
принтером
при сбоях в
его работе ). И
восстановить
правильное
взаимное положение
всех частей
этой системы ( и
уговорить
принтер всем
этим
правильно пользоваться
) бывает
весьма
непросто.
Хорошо, что
такие проблемы
возникают
весьма
нечасто и
обычно
только в
самых
недорогих
принтерах.
Сайт находится на стадии
создания,
поэтому прошу прощения за отсутствие всяких "красивостей" - на текущий
момент создается только содержание, а потом, возможно, появится и форма.